|
ГОСТ 23381-89 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ И ДЕТСКИЕ Методы испытаний School chairs and chairs for children. Test methods ОКСТУ 5615 Срок действия с 01.01.91 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16.10.89 N 3086 3. Срок первой проверки - 1994 г. 4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6474-88 5. ВЗАМЕН ГОСТ 23381-83, ГОСТ 25701.2-83, ГОСТ 25701.3-83 6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 11, 2009 год
1. ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ1. ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ 1.1. Для испытания новых и модернизированных изделий берут один образец каждого ростового номера. 1.2. Перед испытаниями стулья из древесины и древесных материалов выдерживают не менее 3 сут в помещении с относительной влажностью воздуха от 45% до 70% и температурой от 15 °С до 30 °С. 1.3. Крепежные узлы разъемных соединений должны быть плотно затянуты. Сварные швы изделий на металлическом каркасе не должны иметь трещин, видимых невооруженным взглядом. 2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ НА УСТОЙЧИВОСТЬ2.1. Испытание детских трансформируемых стульев 2.1.1. Сущность метода 2.1.2. Аппаратура 2.1.2.1. Пружинный динамометр или другой прибор для измерения нагрузок до 20 даН с погрешностью ±0,5 даН. 2.1.2.2. Груз массой (10,0±0,1) кг с площадью основания (0,008±0,001) м. 2.1.2.3. Упор высотой 20-30 мм. 2.1.3. Подготовка к испытанию 2.1.3.1. Стул устанавливают вплотную к упору, в зависимости от направления испытаний, в одном из трех положений в соответствии с черт.1.
Черт.1 2.1.3.2. На подножку или сиденье стула устанавливают груз. 2.1.4. Проведение испытания 2.1.4.1. Испытание стула на устойчивость в трех направлениях проводят в соответствии с черт.1. 2.1.4.2. С помощью динамометра к стулу прикладывают горизонтальную нагрузку , постепенно увеличивают ее до начала отрыва от пола пары ножек. 2.1.4.3. Значение нагрузки , вызывающей начало опрокидывания стула, заносят в журнал (см. приложение 1). 2.2. Испытание детских и ученических стульев 2.2.1. Сущность метода 2.2.2. Аппаратура 2.2.2.1. Испытательное устройство с регулируемым углом наклона, обеспечивающее установку стула в требуемом положении (черт.2) и изменение угла наклона с погрешностью ±1°.
(Измененная редакция, Изм.N 1). 2.2.2.2. Специальные грузы в соответствии с черт.3.
Таблица 1
2.2.3. Подготовка к испытанию 2.2.3.1. Для определения устойчивости в направлении "назад" стул устанавливают на стенд спинкой в сторону наклона в боковом направлении так, чтобы передняя и задняя ножки касались упора. 2.2.3.2. На сиденье, вплотную к стойкам спинки стула, устанавливают груз (табл.1) широкой стороной основания. Упор груза выдвигают до соприкосновения со спинкой стула и закрепляют в этом положении. 2.2.4. Проведение испытания 2.2.4.1. Платформу наклоняют и фиксируют на шкале стенда (прибора) угол наклона в момент начала опрокидывания стула. Началом опрокидывания считают момент отрыва передних концов опор или ножек стула от платформы. 2.2.4.2. Значение угла наклона заносят в журнал (см. приложение 1). 2.2.5. Обработка результатов 2.2.5.1. Трансформируемые стулья считают устойчивыми, если значение нагрузки, вызывающее начало опрокидывания в любом направлении каждого образца соответствует норме, установленной ГОСТ 19917. 2.2.5.2. Ученические и детские стулья считают устойчивыми, если значение угла наклона каждого образца соответствует норме, установленной ГОСТ 22046 и ГОСТ 19917. 3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ3.1. Испытание на прочность каркаса детских трансформируемых стульев 3.1.1. Сущность метода 3.1.2. Подготовка к испытанию 3.1.3. Проведение испытания 3.1.3.1. Стул толкают рукой, вызывая его падение "вперед" в соответствии с черт.4.
После падения стул осматривают и фиксируют видимые повреждения (сколы, изломы, трещины, нарушения клеевых соединений). 3.1.3.2. Испытание стула в направлениях "назад", "влево" и "вправо" проводят в соответствии с п.3.1.3.1. 3.1.3.3. Количество падений и характер разрушений заносят в журнал (см. приложение 1). 3.2. Испытание на прочность крепления подножки, стола трансформируемых стульев и сиденья к металлическому каркасу ученических и детских стульев ростовых номеров 1, 2, 3, 4, 5, 6 3.2.1. Сущность метода 3.2.2. Аппаратура 3.2.2.1. Испытательное устройство, обеспечивающее свободное падение груза с частотой циклов (40±2) мин (цикл/мин). 3.2.2.2 Грузы массой (10,0±0,1) кг диаметром (100±5) мм для трансформируемых стульев; массой (30,00±0,15) кг для ученических и детских стульев номеров 1, 2, 3 и (50,00±0,25) кг для ученических стульев номеров 4, 5, 6 диаметром (180±5) мм. 3.2.2.3. Пластина из эластичного пенополиуретана или другого эластичного материала размером не менее 200х200 мм, толщиной (20±2) мм кажущейся плотности 35-40 кг/м. 3.2.3. Подготовка к испытанию 3.2.3.1. При испытании подножки трансформируемый стул устанавливают под ударный механизм устройства так, чтобы удар приходился по центру подножки, как показано на черт.5а, и закрепляют.
Черт.5 3.2.3.2. При испытании стола стул трансформируют в положение "стул-стол-коляска" и устанавливают под ударный механизм так, чтобы удар приходился на стол в точке, находящейся на расстоянии (100±5) мм от ближнего к сиденью края, как показано на черт.5б, и закрепляют. 3.2.3.3. При испытании крепления сиденья к металлическому каркасу стул устанавливают под ударный механизм устройства так, чтобы удар приходился по центру сиденья, как показано на черт.5в, и закрепляют. 3.2.3.4. Груз, создающий ударную нагрузку, устанавливают на высоте , равной (50±1) мм от подножки и стола трансформируемых стульев и (100±5) мм - от сиденья ученических и детских стульев. 3.2.3.5. В месте приложения нагрузки помещают пластину из эластичного материала. 3.2.4. Проведение испытания 3.2.4.1. Включают стенд и проводят нагружение до нормативного количества циклов или до появления видимых дефектов разрушения (нарушение сварных швов, вырыв крепежных элементов, поломка деталей стула). 3.2.4.2. Количество циклов нагружения и характер разрушений заносят в журнал (см. приложение 1). 3.2.5. Обработка результатов 3.2.5.1. Стулья считают выдержавшими испытания на прочность, если каждый испытываемый образец выдержит без появления повреждений нормативное количество циклов нагружений, предусмотренное ГОСТ 19917 или ГОСТ 22046. 3.3. Испытание на статическую прочность ученических и детских стульев ростовых номеров 1, 2, 3, 4, 5, 6 3.3.1. Сущность метода 3.3.2. Аппаратура 3.3.2.1. Испытательное устройство, обеспечивающее: погрешность измерения нагрузки ±1%;
Допускаемые отклонения от размеров, указанных в черт.6, устанавливают в конструкторской документации на устройство. 3.3.3. Подготовка к испытанию 3.3.3.1. При испытании спинки стул устанавливают на площадку испытательного устройства так, чтобы линия действия вертикальной нагрузки проходила через середину спинки стула.
3.3.3.2. При нагружении спинки груз массой (40±0,5) кг устанавливают в геометрическом центре поверхности сиденья. 3.3.3.3. На ребро спинки стула по центру (черт.7, а) накладывают нажимное приспособление (черт.6). 3.3.3.4. На сиденье стула, на расстоянии (150±5) мм от края сиденья (черт.7, б), накладывают жесткий диск диаметром (200±5 ) мм. 3.3.3. (Измененная редакция, Изм. N 1). 3.3.4. Проведение испытания 3.3.4.1. Спинку или сиденье стула нагружают с указанной скоростью вертикальной статической нагрузкой (черт.7) до нормы, установленной ГОСТ 19917, ГОСТ 22046, и выдерживают под нагрузкой в течение (60±5) с. 3.3.4.2. Значение нагрузки и характер разрушений заносят в журнал (см. приложение 1). 3.3.5. Обработка результатов 3.3.5.1. Стулья считают выдержавшими испытание на статическую прочность спинки и сиденья, если после снятия нагрузки в каждом испытываемом образце не будут обнаружены видимые дефекты (нарушения сварных швов, изгиб трубы, вырыв фурнитуры, сколы и смятие древесины). 4. МЕТОД ИСПЫТАНИЯ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ4.1. Сущность метода 4.2. Аппаратура 4.2.1. Испытательное устройство, работающее с частотой циклов [(1924)±1] мин (цикл/мин) включ. 4.2.2. Грузы, параметры которых приведены в табл.2. Таблица 2
4.2.3., Черт.8. (Исключены, Изм. N 1). 4.3. Подготовка к испытанию 4.3.1. Стул устанавливают в опорные гнезда устройства. 4.3.2. Испытательное устройство регулируют так, чтобы при качании передние и задние ножки стула приподнимались поочередно на (40±10) мм. 4.3.3. На сиденье стула устанавливают груз. Разница расстояний между кромками сиденья стула и груза по каждому из двух взаимно перпендикулярных направлений не должна превышать 20 мм. 4.3.4. (Исключен, Изм. N 1). 4.3.5. Счетчик числа циклов устанавливают на нуль. 4.4. Проведение испытания 4.4.1. Испытание стула проводят по схеме, приведенной на черт.9.
________________ 4.4.2. Включают стенд. После 1000 циклов качания, а затем через каждые 1000 циклов до нормы, предусмотренной ГОСТ 22046 и ГОСТ 19917, стенд выключают, осматривают стул и определяют наличие дефектов в соответствии с требованиями п.4.5.1. 4.5. Обработка результатов 4.5.1. Образец стула считают разрушенным, если при его испытании появится один из следующих дефектов: 4.5.2. Стул считают долговечным, если каждый испытываемый образец выдержит без появления дефектов, указанных в п.4.5.1, количество циклов качания, предусмотренное ГОСТ 22046 и ГОСТ 19917. 4.5.3. Число циклов нагружения и характер разрушений заносят в журнал (приложение 1). 5. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ5.1. Трансформируемые стулья считают выдержавшими испытания, если полученные при испытании показатели устойчивости и прочности будут соответствовать нормам, предусмотренным ГОСТ 19917. 5.2. Детские стулья считают выдержавшими испытания, если полученные при испытании показатели устойчивости, прочности, долговечности будут соответствовать нормам, предусмотренным ГОСТ 19917. 5.3. Ученические стулья считают выдержавшими испытания, если полученные при испытании показатели устойчивости, прочности, долговечности будут соответствовать нормам, предусмотренным ГОСТ 22046. 5.4. Результаты испытаний стульев оформляют протоколом (см. приложение 2). 6. МЕТОД ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ ПРИ ПАДЕНИИ [1]6.1. Сущность метода 6.1.1. Метод заключается в многократном падении стула с определенной высоты под определенным углом. 6.2. Подготовка к испытанию 6.2.1. Стул располагают таким образом, чтобы при падении на одну ножку линия, соединяющая эту ножку с противоположной по диагонали ножкой, была отклонена на 10° от горизонтали, в то время как линия, соединяющая две другие ножки, была горизонтальной (черт.10). 6.2.2. Стул поднимают на высоту, указанную в табл.2, для определенного вида стула, и роняют его на пол с резиновым покрытием толщиной не менее 2 мм поочередно на переднюю и затем заднюю ножки.
6.3. Обработка результатов 6.3.1. После окончания испытания стул тщательно осматривают и отмечают любые явные изменения и повреждения (трещины или разрушения в любой детали, элементе, соединении; нарушение сварных швов и изгиб металлического каркаса; ослабления, выявляемые в результате нажатия рукой на соответствующие детали и соединения, которые должны быть неподвижными). 6.3.2. Стул считают выдержавшим испытание на прочность при падении, если каждый испытанный образец выдержит без появления дефектов, перечисленных в п.6.3.1, число падений, предусмотренное в ГОСТ 22046-2002 и ГОСТ 19917-93. 6.3.3. Число падений и характер разрушений заносят в журнал (приложение 1). ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). Журнал записи результатов испытаний ученических и детских стульевПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты испытаний на устойчивость трансформируемых стульев
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Измененная редакция, Изм. N 1). ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). Наименование и адрес испытательной лаборатории (центра), данные об аккредитации
1. Наименование и обозначение изделий 2. Заявитель, юридический адрес 3. Изготовитель, юридический адрес 4. Основание для проведения испытаний (письмо) или акт отбора образцов (при необходимости) 5. Обозначение нормативных документов на продукцию 6. Обозначение нормативных документов на методы испытаний 7. Определяемые показатели 8. Перечень испытательного оборудования, сведения об его аттестации (поверке) 9. Краткая характеристика объекта испытаний 10. Результаты испытаний 11. Заключение (при необходимости)
Библиография
|
|
Copyright © ФК "ОКЕАН" Все права защищены. |
Дизайн и программирование © 2006 |