|
Чемпионом НГО по мини-футболу стала, пожалуй, самая стабильная команда Находки – «Приморец», руководит которой Виктор ЗАЯЦ. «Серебряные» награды достали «нефтяникам» из ВНХК
ПОДРОБНЕЕ
|
|
|
Администрация города Находки
|
|
|
Столы ученические. Типы и функциональные размеры |
ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79)
Группа К25
ОКП 56 0000
Дата введения 1995-01-01
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
За принятие проголосовали:
Наименование государства
| Наименование национального органа по стандартизации
| Республика Беларусь
| Белстандарт
| Республика Казахстан
| Казглавстандарт
| Российская Федерация
| Госстандарт России
| Украина
| Госстандарт Украины |
3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст c 01.11.2013
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2013 год
Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.
1. ТИПЫ
1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I - столы с постоянными параметрами;
II - столы с регулируемыми параметрами
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
2.1 Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 мм
| Номер стола
| Средний рост учащихся
| Группа роста
| Цвет маркировки
| 1
| 1050
| Св. 1000 до 1150
| Оранжевый
| 2
| 1200
| " 1150 " 1300
| Фиолетовый
| 3
| 1350
| " 1300 " 1450
| Желтый
| 4
| 1500
| " 1450 " 1600
| Красный
| 5
| 1650
| " 1600 " 1750
| Зеленый
| 6
| 1800
| " 1750
| Голубой
| 7 | 1900
| Св. 1850 | Черный |
2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.
Таблица 2 Наименование размера | Значение для стола, номера
| | 1 | 2 | 3 | 4
| 5 | 6 | 7 | Высота рабочей плоскости , не менее | 460 | 520 | 580 | 640
| 700 | 760 | 820 | Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее
| 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 | 710 | Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее
| 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 | 550 | Ширина рабочей плоскости , не менее
| 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | Длина рабочей плоскости , не менее:
| | | | | | | | одноместный стол
| 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | двухместный стол
| 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног) , не менее
| 420 | 420 | 420 | 420 | 450 | 450 | 450 | Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее
| 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 | 400 | Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее
| 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 | 450 | Примечание - Допускается изготовление подножки на расстоянии от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм.
|
Чертеж
2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1). 2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:
на пять номеров - 3-7;
на три номера - 3-5 и 5-7.
Высота рабочей плоскости и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) , должны изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:
в столах номеров 3-7 и 5-7 - размерам для стола номера 7 (таблица 2);
в столах номеров 3-5 - размерам для стола номера 5 (таблица 2). 2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, - горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115458 мм (длинаширинаглубина) или отверстие под стаканчик диаметром не менее 55 мм.
Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
2.5, 2.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ (рекомендуемое). МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ИСО 5970-79ПРИЛОЖЕНИЕ Рекомендуемое 0. Введение
Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.
Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.
Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).
Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.
1. Объект и область применения
Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.
2. Размеры
Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*. __________________ * Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.
Приведенные в таблице 2 минимальная ширина и минимальная длина крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.
Свободная зона для ног, определяемая размерами должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.
Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.
Таблица 1 Наименование размера
| Справочный номер | | 0* | 1 | 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| | Цвет
| | Белый
| Оранжевый
| Фиолетовый
| Желтый
| Красный
| Зеленый
| Голубой
| Справочный рост - средняя высота тела
| 900
| 1050
| 1200
| 1350
| 1500
| 1650
| 1800
| Высота до основания сиденья, (допуск ±10 мм)**
| 220
| 260
| 300
| 340
| 380
| 420
| 460
| Полезная глубина сиденья, (допуск ±10 мм)***
| -
| 260
| 290
| 330
| 360
| 380
| 400
| Ширина сиденья,
| -
| 250
| 270
| 290
| 320
| 340
| 360
| Справочная точка отн. , | -
| 160
| 170
| 190
| 200
| 210
| 220 | Высота до нижнего края спинки, , макс.
| -
| 120
| 130
| 150
| 160 | 170
| 190
| Высота до верхнего края спинки,
|
|
|
|
|
|
|
| мин.
| -
| 210
| 250
| 280
| 310
| 330
| 360
| макс.
| -
| 250
| 280
| 310
| 330
| 360
| 400
| Ширина спинки,
| -
| 250
| 250
| 250
| 280
| 300
| 320
| Радиус закругления переднего края сиденья,
| -
| 30-50
| 30-50
| 30-50
| 30-50
| 30-50
| 30-50
| Радиус спинки,
| -
| 300
| 300
| 300
| 300
| 300
| 300
| Угол наклона сиденья,
| -
| 0°-4°
| 0°-4°
| 0°-4°
| 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | Угол между сиденьем и спинкой,
| -
| 95°-106°
| 95°-106°
| 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° |
Примечания:
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
** Высота измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.
*** Размер измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки .
- точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.
Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.
и измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.
Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.
- радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.
- радиус закругления спинки в плане.
- угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.
- угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой и нижней частью спинки, размер - наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами и w не определен.
Таблица 2 Наименование размера
| Справочный номер
| | 0*
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| | Цвет
| | Белый
| Оранжевый
| Фиолетовый
| Желтый
| Красный
| Зеленый
| Голубой
| Справочный рост - средняя высота тела
| 900
| 1050
| 1200
| 1350
| 1500
| 1650
| 1800
| Высота до крышки стола, (допуск ±10)** ***
| 400
| 460
| 520
| 580
| 640
| 700
| 760
| Высота пространства для ног, ***
| -
| 350
| 410
| 470
| 530 | 590
| 650
| Высота пространства для ног, согнутых в коленях,
| -
| 350
| 350
| 400
| 400
| 450
| 500
| Высота пространства для вытянутых ног,
| -
| 250
| 250
| 300
| 300
| 350
| 350
| Ширина крышки стола,
| -
| 450
| 500
| 500
| 500
| 500
| 500
| Минимальная длина крышки стола,
|
|
|
|
|
|
|
| стол одноместный
| -
| 600
| 600
| 700
| 700
| 700
| 700
| стол двухместный
| -
| 1200
| 1200
| 1300
| 1300
| 1300
| 1300
| Ширина пространства для сиденья,
| -
| 450
| 470
| 470
| 470
| 470
| 500
| Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями,
| -
| 300
| 300
| 300 | 350
| 400
| 400
| Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами,
| -
| 400
| 400
| 400
| 400
| 450
| 450
|
Пpимечания
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
** - поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.
*** - если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.
Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от и , то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:
размер от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм
от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм
размер от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.
Вид сбоку
Рисунок 1 Все размеры справочные
Рисунок 1 Вид сверху Рисунок 2Все размеры справочные
Рисунок 2 3. Соотношения между стулом и столом
Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.
Метод оценки соответствия между стулом и столом Рисунок 3А - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;
В - должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;
С - не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;
D - высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
Е - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;
F - должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;
G - должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле. Рисунок 3 4. Маркировка
Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.
|
|